Новости: Уроки финансовой грамотности для граждан и юридических лиц региона. Облигации
27 декабря 2017г.

Что позволит снизить стоимость заимствования для предприятий реального сектора экономики, рассказал в своем интервью управляющий Отделением по Курской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу Е.В. Овсянников.

– По мнению многих аналитиков облигации остаются сильно недооцененным финансовым инструментом, как Вы оцениваете эту ситуацию?
– С каждым годом мы все больше убеждаемся в том, что для развития экономики более высокими темпами одних банковских продуктов недостаточно. Банковская система в одиночку без поддержки рынка ценных бумаг не может эффективно финансировать реальный сектор экономики. Развитие рынка облигаций позволяет снизить стоимость заимствования для предприятий реального сектора и привлечь в экономику «длинные деньги». Это также расширит доступность кредитов для малого бизнеса, так как крупные заемщики переориентируются с банковского кредитования на размещение облигаций.
Главная причина отсутствия интереса к облигациям как финансовому инструменту со стороны предприятий ‒ потенциальных эмитентов и со стороны граждан – потенциальных инвесторов – слабая осведомленность тех и других о его достоинствах и недостатках.

– В чем заключается экономическая суть выпуска облигаций?
– Предприятие-эмитент привлекает финансирование в обмен на свои облигации, а через определенный срок облигации погашаются, и кредиторы (инвесторы) получают свои деньги назад, но за время пока эмитент пользовался деньгами инвестора, тот получал купонный доход в виде процента по облигациям.
Облигации (их также называют бондами) – чрезвычайно перспективный инструмент для развития реального сектора экономики как дополнение к банковскому кредитованию. Для эмитентов этот рынок привлекателен наличием широкой базы инвесторов, в том числе физических лиц, возможностью рефинансирования. Инвесторы, в свою очередь, получают возможность диверсификации вложений.

– А как обстоят дела с развитием рынка облигаций в нашей области?
– В нашем регионе этот инструмент не получил широкого распространения. Проведя интервьюирование некоторых предприятий области, мы увидели, в ряде случаев, их заинтересованность в использовании механизма облигационного заимствования. Но главным барьером на пути использования этого механизма является отсутствие практического опыта. По результатам опроса предприятий области только 25% респондентов обладают знаниями, необходимыми для организации выпуска облигаций без привлечения сторонних консультантов. Также некоторые предприятия отметили следующие причины, снижающие конкурентоспособность данного вида заимствования: высокую стоимость затрат на организацию выпуска и размещение облигаций, включающую тарифы на услуги консультантов, андеррайтеров и прочие расходы, и низкий интерес со стороны инвесторов к облигациям частных региональных компаний.
Сегодня во всем мире признано, что банковская система без поддержки рынка ценных бумаг не может эффективно справляться с его финансированием. Поэтому рынок капитала должен дополнить банковские продукты, чтобы экономика развивалась более высокими темпами.

– Вы озвучили, что рынок облигаций сегодня развит весьма слабо. Что мешает переломить ситуацию?
- Да, это так, примерно 85% объема заимствований сконцентрировано в таких городах как Москва и Санкт-Петербург, там находятся более половины всех компаний, выпустивших облигации. Развитию рынка облигаций сегодня серьезно мешает, во-первых, дефицит информации, и во-вторых, не сформировавшийся рынок розничных инвесторов. В этих проблемах, я должен заметить, кроется и наибольший потенциал развития облигационного рынка. Барьеры необходимо преодолевать: облигации в ряде случаев куда более выгодны, чем классические банковские продукты — как инвестору, так и эмитенту. Рынок ценных бумаг помогает эффективнее привлекать в экономику средства, которые сейчас лежат на банковских депозитах – это относится как к средствам населения, так и к другим категориям инвесторов, например, пенсионным фондам или страховым компаниям.

– Считается, что выпуск облигаций – процесс достаточно трудоемкий и длительный, так ли это?
- Первый шаг делать всегда сложно. Но инфраструктура не стоит на месте – в последнее время и Московская биржа, и Центральный депозитарий много делают для того, чтобы процедура становилась максимально удобной, она постоянно упрощается и ускоряется.

– Какие меры принимает Банк России для развития рынка облигаций?
– Как я уже говорил, задача Банка России сегодня – в уничтожении барьеров, которые стоят на пути развития рынка облигаций. В этом направлении делается очень многое: помимо упрощения процедуры эмиссии, оказывается информационная поддержка, проводятся обучающие семинары. В этом году Банк России совместно с представителями органов власти, регионального бизнеса и участниками финансового рынка начал серию семинаров и конференций, в ходе которых потенциальным эмитентам облигационных займов разъясняются особенности и возможности этого инструмента финансирования. Одной из таких дискуссионно-образовательных площадок стала проведенная в конце октября в Рязани представительная конференция «Облигации как инструмент рынка ценных бумаг для привлечения инвестиций», в которой приняли участие, в том числе региональные органы власти и нефинансовые предприятия Курской области. И мы увидели неподдельный интерес со стороны участников конференции в этом финансовом инструменте.
В качестве одного из инструментов преодоления барьеров в развитии рынка облигаций Банком России будет использован опыт эмитентов, успешно разместивших облигации, как по реализованным, так еще реализующимся инвестиционным проектам. Надо отметить, что на указанной конференции опытные эмитенты имели возможность рассказать о размещении облигаций в рыночных условиях.

– В чем преимущество для компании, привлекающей облигационный заем, в сравнении с классическим кредитом?
– Сегодня практически все предприятия, нуждающиеся в заемных средствах, идут в банк за кредитом. Они просто не знают другого инструмента, кроме кредита. Очень немногие банки сегодня предложат клиенту выбрать: или кредит, или облигации. И подробно объяснят, что для данного предприятия в той или иной ситуации лучше. В большинстве подразделений коммерческих банков, и в первую очередь в регионах, такими знаниями не обладают.
Теперь отвечу на Ваш вопрос. За заемные деньги нужно платить проценты. Если у предприятия единственный кредитор – банк, то он может диктовать свои условия. Облигации же продаются многим инвесторам, конкурирующим друг с другом. Поэтому ставка по ним будет ниже. С одним условием: чем известнее предприятие инвесторам, тем более выгодную ставку оно получит. Поэтому на облигационный рынок обычно приходят надолго.
Второе конкурентное преимущество облигаций - отсутствие обеспечения. Обычные облигации не требуют обеспечения. Более того, после выпуска предприятиями облигаций банки могут перейти к их кредитованию без обеспечения.
И еще очень важная особенность: заранее известны все условия, на которых занимаются деньги, эти условия фиксируются при выпуске облигаций. Облигации дают больше предсказуемости, и компании легче планировать свою финансовую деятельность. Кроме того, если у предприятия появляется альтернатива в виде рынка облигаций, отношение банка к нему меняется. Репутация публичного заемщика работает и при общении с банком. Еще один очевидный плюс - через выпуск облигаций можно привлечь финансирование на более долгий срок и в большем объеме, чем обычно дают в кредит банки.
При этом неправильно противопоставлять облигации и банковский кредит - для предприятия это взаимодополняющие инструменты – все зависит от цели, срока, на который нужны средства, наличия обеспечения, условий досрочного погашения кредита и так далее.
Например, для закрытия кассовых разрывов проще, конечно, использовать кредитную линию в банке. Важно, чтобы предприятия при выборе инструментов финансирования делали осознанный выбор, соотнося свои потребности с возможностями и понимая, в каком случае им выгодна работа с облигациями, а в каком – банковское кредитование. Кроме того, совсем небольшие компании или только что организованные предприятия вряд ли смогут воспользоваться облигациями.

– Чтобы выйти на рынок облигационного заимствования компания должна раскрывать данные о своей деятельности для инвесторов, а что делать, если она не готова к этому?
– Для таких эмитентов сегодня тоже придуман инструмент, и он постепенно набирает популярность на рынке - коммерческие облигации, которые размещаются по закрытой подписке. Это так называемые «клубные сделки», облигации размещаются среди закрытого круга инвесторов, а не на публичном рынке, и эмитент заранее знает пул потенциальных покупателей, который для него подобрал организатор эмиссии. Правда, размещение таких облигаций, скорее всего, обойдется эмитенту дороже, чем размещение ценных бумаг на публичном рынке: инвесторы имеют меньше информации (особенно при первой эмиссии), и их риски должны быть оплачены. Сегодня этот инструмент выбирают компании, которым сложно по каким-либо причинам сразу сделать шаг на публичный рынок.

– Финансовые аналитики говорят о том, что развитие рынка облигаций напрямую зависит от роста количества частных инвесторов. Как их планируется привлекать на инвестиционный рынок?
– Наиболее популярными способами сбережения долгие годы оставались депозиты, покупка недвижимости и валюты. Но все три в последнее время теряют свою доходность. Люди начинают искать более доходные инструменты, и, к сожалению, часто находят весьма рискованные вложения для своих денег. Именно поэтому нам так важно повышать интерес частных инвесторов к облигационному рынку. Ощутимым стимулом для розничных инвесторов станет отмена с 1 января 2018 года подоходного налога с дохода, получаемого по обращающимся на бирже рублевым облигациям (которые должны быть выпущены после 1 января 2017 г.). Кроме того, можно получать налоговые вычеты по индивидуальным инвестиционным счетам. Все это способствует притоку частных инвесторов на рынок облигаций.

– Насколько велика степень риска инвестора, вкладывающего свои средства в облигации?
– Если речь идет о государственных облигациях или выпусках крупных компаний с госучастием, риск инвестирования сопоставим с риском размещения средств на застрахованных депозитах в банках. Если инвестор вкладывается в частные компании поменьше, риски растут, и в этом случае нужно тщательно анализировать такую компанию, понимать ситуацию на рынке или найти хорошего консультанта. Плюс следовать стандартным правилам инвестора – не складывать все в одну корзину, не вкладывать последнее. В любом случае, облигации, как правило, более доходный инструмент, чем депозиты, и в разы менее рискованный, чем пресловутый Forex.

– И, тем не менее, облигации остаются невостребованными на российском финансовом рынке со стороны граждан – потенциальных инвесторов, почему так происходит?
– Потенциальные инвесторы не интересуются бондами как финансовым инструментом по причине своей неосведомленности. Особенно остра эта проблема в регионах, в том числе и нашем, где знания о ценных бумагах крайне расплывчаты. У потребителя зачастую отсутствует представление о базовых принципах деятельности рынка долговых ценных бумаг: разнице между государственными и коммерческими облигационными выпусками, формировании купонной доходности.
Облигации крупных и средних российских предприятий могут быть интересны тем, кто хочет получить доход по ставке выше, чем ставка по банковскому депозиту. Облигации при желании или необходимости можно продать на рынке до истечения срока их погашения. Но важно помнить, что в отличие от банковского вклада (депозита) средства, вложенные в облигации, не застрахованы государством. Поэтому необходимо тщательно изучить и оценить надежность компании-эмитента, ее кредитную историю и репутацию, уточнить уровень ее кредитного рейтинга, а также проверить надежность брокера или банка, через который планируется покупать облигации.

Отделение по Курской области
Главного управления Банка России
по Центральному федеральному округу